Методика проведения занятий по ориентированию — различия между версиями
Shurik (обсуждение | вклад) |
Zaya (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | + | ==Теоретическая часть== | |
− | + | '''Задачи ориентирования''' | |
− | + | ''Ориентирование'' - способность в любой момент определить свое положение. | |
− | + | Как показывает практика, восстановление утерянной ориентировки требует больше умения и времени, чем простое ее сохранение. | |
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
+ | '''Карты и схемы''' | ||
+ | |||
+ | Умение пользоваться картой дает возможность альпинистам заранее определять наиболее трудные и опасные участки пути, примерное время их прохождения. | ||
+ | |||
+ | ''Карта'' — изображение местности на бумаге в уменьшенном виде. | ||
+ | *Классификация картографических материалов, применяющихся в горном туризме | ||
+ | **карты | ||
+ | **схемы (разхребтовки) | ||
+ | **планы. Различие между картой и планом: план составляется для небольших участков в предположении, что поверхность земли является плоской. Карта составляется с учетом сферической формы земной поверхности | ||
+ | **кроки | ||
+ | *Номенклатура топокарт (коротко) | ||
+ | *Масштаб карты | ||
+ | **Виды обозначения масштаба (текстовый, численный, линейный) | ||
+ | **Способы определения масштаба (по обозначению, по номенклатуре, по известным расстояниям, на глаз) | ||
+ | *Измерения расстояний по карте | ||
+ | **по сетке | ||
+ | **курвиметром | ||
+ | **на глаз | ||
+ | **коэффициенты при определении расстояний | ||
+ | |||
+ | '''Отображение рельефа на картах''' | ||
+ | *Горизонтали. ''Горизонталь'' — кривая замкнутая линия, соединяющая точки поверхности, находящиеся на одинаковой высоте над уровнем моря. | ||
+ | **виды (основные, половинные) | ||
+ | **высота сечения | ||
+ | **определение направления ската, бергштрихи | ||
+ | *Формы рельефа | ||
+ | **гора, вершина | ||
+ | **котловина, дно | ||
+ | **хребет, водораздел | ||
+ | **лощина, кулуар | ||
+ | **седловина | ||
+ | *Детали рельефа, не выраженные горизонталями | ||
+ | **естественные (обрывы, узкие овраги, скалы, перевалы) | ||
+ | **искусственные (насыпи, выемки, курганы, ямы) | ||
+ | *определение крутизны скатов (обрыва) | ||
+ | **по формуле | ||
+ | **по шкале заложений | ||
+ | **на глаз или по линейке (по отметкам высот) | ||
+ | *Условные знаки | ||
+ | **масштабные | ||
+ | **внемасштабные | ||
+ | **линейные | ||
+ | **точечные | ||
+ | **знаки, используемые на туристских схемах и расхребтовках | ||
+ | *Ориентиры | ||
+ | **линейные: реки, хребты, морены, тропы, дороги. Преимущества и недостатки. | ||
+ | **точечные: вершины, туры, строения, перевалы, стоянки, точки пересечения линейных ориентиров. Преимущества и недостатки. | ||
+ | **площадные: долины, плато, озера, мульды, цирки ледников. Контуры площадных ориентиров служат линейными ориентирами. | ||
+ | |||
+ | ==Практика== | ||
+ | Основная цель занятий - усвоение системы горизонталей и условных знаков на картах, умение ориентировать и читать карту, находить точку стояния по окружающим ориентирам, отслеживать пройденный путь. | ||
+ | |||
+ | Маршрут должен быть проходимым, но иметь затрудненные условия для ориентирования. | ||
+ | В начале показывается порядок выполнения приёма, а затем требуем его многократного выполнения. | ||
+ | |||
+ | Для повышения интереса к занятию можно ввести элемент соревнования. За каждое правильно выполненное задание начислять по одному очку. В конце занятия выиграет приз. Показатели оценки результатов: | ||
+ | *время выполнения приёма | ||
+ | *точность работы | ||
+ | *количество ошибок | ||
+ | Весь материал должен быть усвоен до выезда в горы, для этого отводится 2 часа на теоретические и 4 часа на практические занятия. В горах только повторяется ранее пройденное, и обучаемые знакомятся практически с особенностями ориентировки на местности. | ||
− | |||
Ор-е без карты/компаса | Ор-е без карты/компаса | ||
Ор-е без карты, с компасом | Ор-е без карты, с компасом | ||
Ор-е с к/к | Ор-е с к/к |
Версия 15:49, 1 апреля 2005
Теоретическая часть
Задачи ориентирования Ориентирование - способность в любой момент определить свое положение.
Как показывает практика, восстановление утерянной ориентировки требует больше умения и времени, чем простое ее сохранение.
Карты и схемы
Умение пользоваться картой дает возможность альпинистам заранее определять наиболее трудные и опасные участки пути, примерное время их прохождения.
Карта — изображение местности на бумаге в уменьшенном виде.
- Классификация картографических материалов, применяющихся в горном туризме
- карты
- схемы (разхребтовки)
- планы. Различие между картой и планом: план составляется для небольших участков в предположении, что поверхность земли является плоской. Карта составляется с учетом сферической формы земной поверхности
- кроки
- Номенклатура топокарт (коротко)
- Масштаб карты
- Виды обозначения масштаба (текстовый, численный, линейный)
- Способы определения масштаба (по обозначению, по номенклатуре, по известным расстояниям, на глаз)
- Измерения расстояний по карте
- по сетке
- курвиметром
- на глаз
- коэффициенты при определении расстояний
Отображение рельефа на картах
- Горизонтали. Горизонталь — кривая замкнутая линия, соединяющая точки поверхности, находящиеся на одинаковой высоте над уровнем моря.
- виды (основные, половинные)
- высота сечения
- определение направления ската, бергштрихи
- Формы рельефа
- гора, вершина
- котловина, дно
- хребет, водораздел
- лощина, кулуар
- седловина
- Детали рельефа, не выраженные горизонталями
- естественные (обрывы, узкие овраги, скалы, перевалы)
- искусственные (насыпи, выемки, курганы, ямы)
- определение крутизны скатов (обрыва)
- по формуле
- по шкале заложений
- на глаз или по линейке (по отметкам высот)
- Условные знаки
- масштабные
- внемасштабные
- линейные
- точечные
- знаки, используемые на туристских схемах и расхребтовках
- Ориентиры
- линейные: реки, хребты, морены, тропы, дороги. Преимущества и недостатки.
- точечные: вершины, туры, строения, перевалы, стоянки, точки пересечения линейных ориентиров. Преимущества и недостатки.
- площадные: долины, плато, озера, мульды, цирки ледников. Контуры площадных ориентиров служат линейными ориентирами.
Практика
Основная цель занятий - усвоение системы горизонталей и условных знаков на картах, умение ориентировать и читать карту, находить точку стояния по окружающим ориентирам, отслеживать пройденный путь.
Маршрут должен быть проходимым, но иметь затрудненные условия для ориентирования. В начале показывается порядок выполнения приёма, а затем требуем его многократного выполнения.
Для повышения интереса к занятию можно ввести элемент соревнования. За каждое правильно выполненное задание начислять по одному очку. В конце занятия выиграет приз. Показатели оценки результатов:
- время выполнения приёма
- точность работы
- количество ошибок
Весь материал должен быть усвоен до выезда в горы, для этого отводится 2 часа на теоретические и 4 часа на практические занятия. В горах только повторяется ранее пройденное, и обучаемые знакомятся практически с особенностями ориентировки на местности.
Ор-е без карты/компаса Ор-е без карты, с компасом Ор-е с к/к