Методика проведения занятий по ориентированию — различия между версиями

Материал из Библиотека ТК МГТУ им. Н. Э. Баумана
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 1: Строка 1:
На ШЛТ Володин (Или Зайцев???) разрабатывал методику вроде, надо бы его попинать, чтобы он ее выдал в электронном виде.
+
==Теоретическая часть==
Это для лыж, но наверно можно взять за основу...
+
'''Задачи ориентирования'''
Лекции в клубе тогда не было, читали теорию прямо на выходе.
+
''Ориентирование'' - способность в любой момент определить свое положение.  
  
Примерный план(Работа с картой, Теория):
+
Как показывает практика, восстановление утерянной ориентировки требует больше умения и времени, чем простое ее сохранение.
'''Карты'''
 
  Классификация
 
  Разграфка и номенклатура
 
  Масштабы
 
  Системы координат
 
'''Рельеф'''
 
  Горизонтали
 
  Формы рельефа
 
  Заложение
 
  Детали р-фа, не выраженные гориз-лями
 
'''Условные знаки'''
 
  Масштаб-е
 
  Внемас-е
 
  Линей-е
 
  Точеч-е
 
  
 +
'''Карты и схемы'''
 +
 +
Умение пользоваться картой дает возможность альпинистам заранее определять наиболее трудные и опасные участки пути, примерное время их прохождения.
 +
 +
''Карта'' — изображение местности на бумаге в уменьшенном виде.
 +
*Классификация картографических материалов, применяющихся в горном туризме
 +
**карты
 +
**схемы (разхребтовки)
 +
**планы. Различие между картой и планом: план составляется для небольших участков в предположении, что поверхность земли является плоской. Карта составляется с учетом сферической формы земной поверхности
 +
**кроки
 +
*Номенклатура топокарт (коротко)
 +
*Масштаб карты
 +
**Виды обозначения масштаба (текстовый, численный, линейный)
 +
**Способы определения масштаба (по обозначению, по номенклатуре, по известным расстояниям, на глаз)
 +
*Измерения расстояний по карте
 +
**по сетке
 +
**курвиметром
 +
**на глаз
 +
**коэффициенты при определении расстояний
 +
 +
'''Отображение рельефа на картах'''
 +
*Горизонтали. ''Горизонталь'' — кривая замкнутая линия, соединяющая точки поверхности, находящиеся на одинаковой высоте над уровнем моря.
 +
**виды (основные, половинные)
 +
**высота сечения
 +
**определение направления ската, бергштрихи
 +
*Формы рельефа
 +
**гора, вершина
 +
**котловина, дно
 +
**хребет, водораздел
 +
**лощина, кулуар
 +
**седловина
 +
*Детали рельефа, не выраженные горизонталями
 +
**естественные (обрывы, узкие овраги, скалы, перевалы)
 +
**искусственные (насыпи, выемки, курганы, ямы)
 +
*определение крутизны скатов (обрыва)
 +
**по формуле
 +
**по шкале заложений
 +
**на глаз или по линейке (по отметкам высот)
 +
*Условные знаки
 +
**масштабные
 +
**внемасштабные
 +
**линейные
 +
**точечные
 +
**знаки, используемые на туристских схемах и расхребтовках
 +
*Ориентиры
 +
**линейные: реки, хребты, морены, тропы, дороги. Преимущества и недостатки.
 +
**точечные: вершины, туры, строения, перевалы, стоянки, точки пересечения линейных ориентиров.  Преимущества и недостатки.
 +
**площадные: долины, плато, озера, мульды, цирки ледников. Контуры площадных ориентиров служат линейными ориентирами.
 +
 +
==Практика==
 +
Основная цель занятий - усвоение системы горизонталей и условных знаков на картах, умение ориентировать и читать карту, находить точку стояния по окружающим ориентирам, отслеживать пройденный путь.
 +
 +
Маршрут должен быть проходимым, но иметь затрудненные условия для ориентирования.
 +
В начале показывается порядок выполнения приёма, а затем требуем его многократного выполнения.
 +
 +
Для повышения интереса к занятию можно ввести элемент соревнования. За каждое правильно выполненное задание начислять по одному очку. В конце занятия выиграет приз. Показатели оценки результатов:
 +
*время выполнения приёма
 +
*точность работы
 +
*количество ошибок
 +
Весь материал должен быть усвоен до выезда в горы, для этого отводится 2 часа на теоретические и 4 часа на практические занятия. В горах только повторяется ранее пройденное, и обучаемые знакомятся практически с особенностями ориентировки на местности.
  
Практика (Ориент-е на местности)
 
 
  Ор-е без карты/компаса
 
  Ор-е без карты/компаса
 
  Ор-е без карты, с компасом
 
  Ор-е без карты, с компасом
 
  Ор-е с к/к
 
  Ор-е с к/к

Версия 15:49, 1 апреля 2005

Теоретическая часть

Задачи ориентирования Ориентирование - способность в любой момент определить свое положение.

Как показывает практика, восстановление утерянной ориентировки требует больше умения и времени, чем простое ее сохранение.

Карты и схемы

Умение пользоваться картой дает возможность альпинистам заранее определять наиболее трудные и опасные участки пути, примерное время их прохождения.

Карта — изображение местности на бумаге в уменьшенном виде.

  • Классификация картографических материалов, применяющихся в горном туризме
    • карты
    • схемы (разхребтовки)
    • планы. Различие между картой и планом: план составляется для небольших участков в предположении, что поверхность земли является плоской. Карта составляется с учетом сферической формы земной поверхности
    • кроки
  • Номенклатура топокарт (коротко)
  • Масштаб карты
    • Виды обозначения масштаба (текстовый, численный, линейный)
    • Способы определения масштаба (по обозначению, по номенклатуре, по известным расстояниям, на глаз)
  • Измерения расстояний по карте
    • по сетке
    • курвиметром
    • на глаз
    • коэффициенты при определении расстояний

Отображение рельефа на картах

  • Горизонтали. Горизонталь — кривая замкнутая линия, соединяющая точки поверхности, находящиеся на одинаковой высоте над уровнем моря.
    • виды (основные, половинные)
    • высота сечения
    • определение направления ската, бергштрихи
  • Формы рельефа
    • гора, вершина
    • котловина, дно
    • хребет, водораздел
    • лощина, кулуар
    • седловина
  • Детали рельефа, не выраженные горизонталями
    • естественные (обрывы, узкие овраги, скалы, перевалы)
    • искусственные (насыпи, выемки, курганы, ямы)
  • определение крутизны скатов (обрыва)
    • по формуле
    • по шкале заложений
    • на глаз или по линейке (по отметкам высот)
  • Условные знаки
    • масштабные
    • внемасштабные
    • линейные
    • точечные
    • знаки, используемые на туристских схемах и расхребтовках
  • Ориентиры
    • линейные: реки, хребты, морены, тропы, дороги. Преимущества и недостатки.
    • точечные: вершины, туры, строения, перевалы, стоянки, точки пересечения линейных ориентиров. Преимущества и недостатки.
    • площадные: долины, плато, озера, мульды, цирки ледников. Контуры площадных ориентиров служат линейными ориентирами.

Практика

Основная цель занятий - усвоение системы горизонталей и условных знаков на картах, умение ориентировать и читать карту, находить точку стояния по окружающим ориентирам, отслеживать пройденный путь.

Маршрут должен быть проходимым, но иметь затрудненные условия для ориентирования. В начале показывается порядок выполнения приёма, а затем требуем его многократного выполнения.

Для повышения интереса к занятию можно ввести элемент соревнования. За каждое правильно выполненное задание начислять по одному очку. В конце занятия выиграет приз. Показатели оценки результатов:

  • время выполнения приёма
  • точность работы
  • количество ошибок

Весь материал должен быть усвоен до выезда в горы, для этого отводится 2 часа на теоретические и 4 часа на практические занятия. В горах только повторяется ранее пройденное, и обучаемые знакомятся практически с особенностями ориентировки на местности.

Ор-е без карты/компаса
Ор-е без карты, с компасом
Ор-е с к/к