29.11 Страховка. Фактор рывка. Использование амортизаторов — различия между версиями
Shurik (обсуждение | вклад) () |
Shurik (обсуждение | вклад) () |
||
Строка 102: | Строка 102: | ||
* страховочные системы | * страховочные системы | ||
** испытываются статически, нагрузка 15кН (~1500кг) | ** испытываются статически, нагрузка 15кН (~1500кг) | ||
+ | |||
+ | * карабины | ||
+ | ** статическая нагрузка в рабочем направлении при закрытой муфте от 18 до 25кН (в зависимости от модели карабина) | ||
+ | ** статическая нагрузка на вырыв защелки от 7 до 10кН (в зависимости от модели карабина) | ||
+ | ** статическая нагрузка в рабочем направлении при открытой защелке от 5 до 7кН (в зависимости от модели карабина) | ||
==Показать железяки== | ==Показать железяки== |
Версия 14:54, 21 ноября 2007
в интернете много инфы, но ее нужно систематизировать. меня эта тема в свое время интересовала, так что если не найдутся желающие мог бы попробовать подготовить материал. --Shurik 21:35, 17 Окт 2007 (MSD)
http://www.sumgan.com/srt/descriptions/DeadBanger.htm статья о срыве, фолл-факторе и амортизаторах
http://www.vertical.kiev.ua/alp-action/images/index.php?option=com_content&task=view&id=200&Itemid=34 большая статья об надежности узла пруссика, испытаниях схватывающих узлов
http://promalp.xmas.ru/viewtopic.php?p=66993#66993 про АСАП
http://promalp.xmas.ru/viewtopic.php?t=9397 тред про амортизаторы рывка (в промальпе)
http://www.kong.it/doc408.htm амортизатор рывка КИСА фирмы Конг (с официального сайта)
http://alpine-trade.ru/files/blokkarab.pdf использование карабинов на страховке (Пецль)
http://alpine-trade.ru/files/dinamnag.pdf динамическая страховка, фолл-фактор, сила рывка (Пецль)
http://alpine-trade.ru/files/scalolaz.pdf приемы страховки при скалолазании (Пецль)
http://alpine-trade.ru/files/strahovkanamar.pdf приемы страховки - 2 (Пецль)
http://alpine-trade.ru/files/tochkistrah.pdf организация точек страховки (Пецль)
http://www.magic-lamp.com.md/mountain/useful/strahovka.html или http://www.alpinism.ru/school/insurance большая статья "страховка в горах" А.Александров
http://www.uiaa.ch/?c=188 - все стандарты UIAA на английском языке.
http://www.westra.ru/articles/foreign/fall.html - страховка, рывок, фолл-фактор. с сайта Вестры
http://citadel.bstu.by/metod/m2/index.html - очень старая брошюрка "Обеспечение безопасности в горах"
разборы и статистика НС в горах
- http://www.mountain.ru/useful/dictionaries/2004/ns.shtml
- http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=1120
- http://www.mountain.ru/useful/dictionaries/2004/accident_2003.doc
- http://www.mountain.ru/useful/dictionaries/2001/accident2000/ctk2000.shtml
- http://www.alpfederation.ru/site/documents.php?id_doc_gr=143526&id_gr=141715
- http://www.alpfederation.ru/site/documents.php?id_doc_gr=144209&id_gr=141715
- http://www.alpfederation.ru/site/documents.php?id_doc_gr=143995
- http://www.alpfederation.ru/site/documents.php?id_doc_gr=143039
- http://www.alpfederation.ru/site/documents.php?id_doc_gr=142094
разминка
для разминки можно вспомнить (поспрашивать у ребят) то, что уже проходилось на шгт-1.
- все команды, подаваемые при страховке ("выдай", "понял" и д)
- виды страховки - верхн/нижн, одновр/поперем, скалы, лед, снег...
- действия лидера при работе с нижней страховкой (точки, расстояния между ними, выбор направления и тд)
план
зафига вообще нужна страховка в горах? ... при определенных условиях (срыв, разрушение станции, получение травмы..) предотвратить опасные для здоровья и жизни последствия. о как умно получилось.
можно рассмотреть на разных примерах опасные ситуации, в том числе рассмотреть то, что на шгт еще не проходили.
- основная опасность - падение. Не будем рассматривать банальные ситуации, в которых веревка просто должна не дать вам далеко укатиться.
Рассматриваем условия - человек летит и успевает пролететь расстояние N и набрать скорость V.
- Опасность1 - сильно удариться о рельеф, получив значительные травмы (переломы, чмт)
- Опасность2 - слишком сильный рывок, приходящийся на тело при остановке падения страховочной цепью (разрывы внутр.органов)
- Опасность3 - разрушение элементов СЦ, приводящее к дальнейшему неконтролируемому падению (моменто море)
- Опасность4 - неправильное срабатывание элементов СЦ, приводящее к пункту 2 или 3.
тут надо вспомнить СЦ, что-то рассказать о статических и динамических нагрузках, как они распределяются в СЦ.
Фолл-фактор.
Пределы нагрузки для разных элементов. Материалы, применяемые в элементах СЦ. Что такое UIAA, их требования к снаряжению.
Теперь можно перечислить конкретные ситуации, связанные с опасностями 1-4.
- срыв на самострахе с фолл-фактором 2.
- применение амортизатора в СЦ
- протравливание веревки страхующим
- использование схватывающего узла
- опасность, связанная с неправильным расположением карабина (выламывание защелки)
- элементы СЦ, гасящие рывок (узлы, тело страхующего, длина веревки, отсутствие перегибов)
- ситуации, когда человек отпускает страховочное устройство (потеря сознания, ожог рук)
- "хватательный" рефлекс - ситуации, когда человек зажимает страховочное устройство
- перетирание веревки об острые края
- срыв точки/станции страховки
рассказать о схемах проведения испытаний, нарисовать пример. Разъяснить отличия от реальных ситуаций в горах.
Стандарты UIAA
суть стандартов uiaa: это методика испытаний снаряжения. если снаряжение проходит испытания, то можно считать его надежность высокой. если снаряжение не испытывалось или не прошло такие испытания, это еще не значит, что снаряжение непременно выйдет из строя, не сработает, опасно и тд. однако стандарты этой международной ассоциации де-факто признаны во всем мире. и еще - никто не гарантирует надежность снаряжения при неправильном его использовании, даже uiaa
- правильная одинарная динамическая веревка по uiaa: Груз массой 80кг кидают с фолл-фактором 2. Длина веревки 2,3м (+ 0,3м после карабина):
- главный критерий - пиковая нагрузка в веревке, она не должна превысить 12кН. (это эквивалентно ~1200кг)
- веревка не должна удлиниться более чем на 40%
- после 5 рывков не должна порваться (:
- оплетка не должна "ползти" относительно жил более чем на 2см при опред. условиях
- статическое растяжение веревки в пределах 10%
- слинги
- статическая нагрузка на растяжение 22кН (~2200кг)
- страховочные системы
- испытываются статически, нагрузка 15кН (~1500кг)
- карабины
- статическая нагрузка в рабочем направлении при закрытой муфте от 18 до 25кН (в зависимости от модели карабина)
- статическая нагрузка на вырыв защелки от 7 до 10кН (в зависимости от модели карабина)
- статическая нагрузка в рабочем направлении при открытой защелке от 5 до 7кН (в зависимости от модели карабина)
Показать железяки
неплохо было бы познакомить с современными средствами страховки, показать:
- варианты веревок - динамика/статика, разные диаметры, сдвоенные/одинарные
- сертифицированные и отвечающие всем стандартам веревки делают только буржуи. Например, Beal.
- калининградская веревка - лучше, но не сертифицирована UIAA.
- коломенская вервека
- амортизатор типа КИСА Конг
- только хорошая веревка
- обязательно узел на конце
- диаметр верья и то, как его пропускать, строго задано в инструкции
- менять веревку по мере износа!
- амортизаторы разрывные
- одноразовое применение
- расчитаны на рывок конкретной силы, например 300кг
- самострахи (Y-образные)
- шант
- АСАП
- жумар/кроль (:
- микросендер
- тиблок
- про трекшн
- гри-гри