Снег. Организация страховки. — различия между версиями
Материал из Библиотека ТК МГТУ им. Н. Э. Баумана
Ivan0 (обсуждение | вклад) м |
Ivan0 (обсуждение | вклад) м () |
||
Строка 63: | Строка 63: | ||
*Срыв | *Срыв | ||
+ | **Стандартный рывок UIAA рассчитан для веса 80 кг. Рывок пропорционален квадратному корню из веса человека (вместе с одеждой и снаряжением). Так, если вес в два раза больше, то величина рывка будет в 1.4 раза больше. | ||
+ | **Фактор рывка - это отношение глубины падения к длине выданной веревки. Фактор рывка непосредственно влияет на величину рывка. | ||
**я тут несколько плаваю, но надо четко дать буржуйские параметры срыва | **я тут несколько плаваю, но надо четко дать буржуйские параметры срыва | ||
Строка 71: | Строка 73: | ||
− | + | Страховка — ряд мероприятий, направленных на предотвращение возможности получения травм участникам восхождения в результате их падения с большей или меньшей высоты на неподготовленную для этого поверхность горного рельефа. | |
*страховочная цепь, ее звенья. | *страховочная цепь, ее звенья. | ||
+ | **База (или пункт страховки) — максимально удобное место, с которого осуществляется страховка. База оборудуется надежными точками страховки (обычно — не менее 2 точек страховки), которые блокируются между собой. | ||
+ | |||
**точка крепления к рельефу. Для организации точек на снегу используют: | **точка крепления к рельефу. Для организации точек на снегу используют: | ||
***Ледоруб - держит 27-40 кг | ***Ледоруб - держит 27-40 кг | ||
Строка 111: | Строка 115: | ||
**через себя | **через себя | ||
**на рельефе | **на рельефе | ||
+ | |||
+ | *Нижняя страховка — страховочная веревка от страхуемого уходит вниз, при срыве больше лететь. | ||
+ | *Верхняя страховка — страховочная веревка уходит вверх, в идеале должен пролететь только амортизацию. | ||
===Пример реализации принципов применительно к снегу 40 мин=== | ===Пример реализации принципов применительно к снегу 40 мин=== | ||
===Семинар по узлам 1 час=== | ===Семинар по узлам 1 час=== |
Версия 18:04, 9 марта 2005
Содержание
Цели и задачи
- Усвоение принципов страховки
- Демонстрация применения принципов страховки на примере снежных форм рельефа
- Знакомство с узлами
Общая продолжительность
3 часа
Предусловия
Требования к участникам
- Опыт практического выхода с ночевкой
- Техника индивидуальной работы с ледорубом. Культура использования каски.
- Индивидуальная техника движения по снегу. Самостраховка ледорубом.
- Понимание участниками сложности самозадержания и того, что это - крайняя мера
- Теоретические и практические знания по теме "Снег"
групповое снаряжение для демонстрации
- концы основной вереки для демонстрации узлов и снаряжения (не менее 5м)
- ИСС
- пруссик
- различные карабины
- различные компенсирующие/тормозные устройства (реверсо, косичка, разрывные петли, 6 дырок)
- шант, жюмар и пр железяки
- снаряжение для организации станции на снегу (2 ледоруба, усиление ледоруба лопатой, снежные флажки)
личное снаряжение участников
- кусок репшнура 2м для вязки узлов
Постусловия, Контрольные мероприятия, проверяемые результаты
- Основной принцип страховки - непрерывность (?)
- способность построить цепь страховки от точки до точки и объяснить ее наиболее критичные звенья
- участник на просьбу завязать узел на вервеке вяжет 8, а не простой :)
- есть еще идеи, как проверить усвояемость материала?
Преподавательский состав
лекцию читают 2 инструктора, семинар по узлам проводится по отделениям инструктором и стажером
Место проведения
турклуб
Время (дата) проведения
3 лекция
10 марта
Расписание мероприятия
Принципы страховки 1ч 20 мин
Предлагаю следующий принцип изложения.
- На основе практ выхода убедить в необходимости страховки
- Объяснить, что такое страховка, что такое падение
- нарисовать простейшую страх. цепь. параметры падения
- рассчитать на ней нагрузки при глухом рывке, показать, что цепь надо усложнять или брать более сложные элементы (трос заменить на динамическую веревку)
- Продемонстрировать реальное снаряжение, объяснив его важнейшие для страховки параметры, те подставив в начальную модель реальные данные
- собрать несколько цепей из разного снаряжения, выявить пределы их применения, вычислить нагрузки и критические элементы
- обобщить цепи, ввести промежуточные узлы, множество промежуточных точек и перегибов, трение о скалы, реальный рельеф
- как все это работает на снегу. Основное отличие цепи - в точке крепления к рельефу. Показать и рассказать
- а что будет, если точка страховки движется и создается динамически? какие ограничения (сложность рельефа, вес рюкзаков ,опыт участников ,физическое состояние)
- как еще можно организационно упростить страховку на маршруте?
- Резюме - различные классификации страховки, список понятий, различные приемы страховки - четко и без флейма в 10...15 мин подвести итог и наладить бардак
- Срыв
- Стандартный рывок UIAA рассчитан для веса 80 кг. Рывок пропорционален квадратному корню из веса человека (вместе с одеждой и снаряжением). Так, если вес в два раза больше, то величина рывка будет в 1.4 раза больше.
- Фактор рывка - это отношение глубины падения к длине выданной веревки. Фактор рывка непосредственно влияет на величину рывка.
- я тут несколько плаваю, но надо четко дать буржуйские параметры срыва
- кратко факторы, упрощающие срыв
- ненадежность положения человека на сложном рельефе
- камни и пр
- рюкзак
Страховка — ряд мероприятий, направленных на предотвращение возможности получения травм участникам восхождения в результате их падения с большей или меньшей высоты на неподготовленную для этого поверхность горного рельефа.
- страховочная цепь, ее звенья.
- База (или пункт страховки) — максимально удобное место, с которого осуществляется страховка. База оборудуется надежными точками страховки (обычно — не менее 2 точек страховки), которые блокируются между собой.
- точка крепления к рельефу. Для организации точек на снегу используют:
- Ледоруб - держит 27-40 кг
- Ледоруб + лопата - 60 кг
- Ледоруб + нога (встать сверху) - 100 кг
- Ледоруб + лопата + нога - 120 кг
- Если ледоруб входит только на половину, делают петлю как можно ниже, на поверхности снега - рычаг должен быть минимальным
- Закопанная варежка со снегом может выдержать рывок до 200 кг.
- Снежный крюк (якорь) - существует в различных вариантах, используется для устройства страховочных точек в снегу: загоняется в снег, после чего снег утрамбовывается
- косынка(платочек)
- веревка
- ИСС
- человек
- точка крепления к рельефу. Для организации точек на снегу используют:
- промежуточные точки
- перегибы веревки, узлы
Надежность всей цепи зависит от наиболее слабого звена.
- Срыв
- Распределение нагрузки по страховочной цепи
- наглядная демонстрация недопустимости глухого рывка
- Динамические элементы в страховочной цепи. Здесь же параметры снаряжения, демонстрация
- веревка
- ИСС и человек
- виды страховки
- индивидуальная - всегда обеспечиваешь себя
- групповая - когда не хватает индивидуальной
- виды движения по веревке
- одновременное - обычно на несложном рельефе, - ориентирована на передвижение по гребню, через трещины, закрытый ледник. В связке-двойке используется веревка длиной метров 8-12, остальное (если есть лишнее) прячется в рюкзак. Недалеко от петли (сантиметров 70) вяжется австрийский проводник - для рюкзака, это необходимо для того, чтобы, если человек сорвался в трещину, можно было скинуть рюкзак, и он бы висел не на системе, а отдельно. Также делается сразу петля самовылаза. При движении ледоруб находится на самостраховке, все готово к падению в любую секунду.
- попеременое - применяется, когда зарубание затруднено по каким-то причинам, при такой страховке кроме ледоруба ничего не используется. Активно используются голосовые команды. При попеременной страховке связками ходят только в лоб. И длина связок не превышает 15 метров. в туризме малораспространено.
- по перилам - на сложном рельефе. При установке перил надо придерживаться следующих правил: главная задача каждого не срываться, лидер, который делает перила должен быть подготовленным участником, если позволяет склон, лучше осуществлять подъем сразу с рюкзаком, на крутых склонах идется на три такта.
- виды точек страховки
- через себя
- на рельефе
- Нижняя страховка — страховочная веревка от страхуемого уходит вниз, при срыве больше лететь.
- Верхняя страховка — страховочная веревка уходит вверх, в идеале должен пролететь только амортизацию.