Выживание — различия между версиями

Материал из Библиотека ТК МГТУ им. Н. Э. Баумана
Перейти к: навигация, поиск
(Правила поведения в ЭС)
(Правила поведения в ЭС)
Строка 80: Строка 80:
 
==Правила поведения в ЭС==
 
==Правила поведения в ЭС==
 
*Найдите себе убежище, где можно посидеть и подумать. Как только окажетесь в относительной безопасности - '''прекратите движение!''' Самое худшее - это начать блуждания по незнакомой территории, особенно ночью. Вы заблудитесь и рискуете изувечиться. Присядьте, не паникуйте, осмотритесь и проанализируйте ситуацию - чем спокойнее, тем лучше. Вдобавок, в тишине есть шанс услышать что-то очень важное: голоса товарищей, шум поезда или автомобильной трассы, плеск воды в реке и т.п.
 
*Найдите себе убежище, где можно посидеть и подумать. Как только окажетесь в относительной безопасности - '''прекратите движение!''' Самое худшее - это начать блуждания по незнакомой территории, особенно ночью. Вы заблудитесь и рискуете изувечиться. Присядьте, не паникуйте, осмотритесь и проанализируйте ситуацию - чем спокойнее, тем лучше. Вдобавок, в тишине есть шанс услышать что-то очень важное: голоса товарищей, шум поезда или автомобильной трассы, плеск воды в реке и т.п.
*Как следует осмотритесь. Уясните для себя, какова окружающая вас среда.
+
*Как следует '''осмотритесь'''. Уясните для себя, какова окружающая вас среда.
 
*Оцените свое физическое состояние: есть ли ранения?
 
*Оцените свое физическое состояние: есть ли ранения?
 
*Оцените имеющийся запас снаряжения и инструментов. Нужна ли дополнительная одежда, пропитание, вода? Есть ли доступные места, где можно это раздобыть?
 
*Оцените имеющийся запас снаряжения и инструментов. Нужна ли дополнительная одежда, пропитание, вода? Есть ли доступные места, где можно это раздобыть?

Версия 18:49, 18 декабря 2013

Введение

Жизнь - сложная штука, и никто не застрахован от "тюрьмы/сумы", а также от форсмажоров и стихийных бедствий. Можно привести массу примеров того, как ещё совсем недавно буквально "ничто не предвещало", и вдруг внезапно наступил "Большой П..ец" (БП):

  • автомобильная авария, падение самолёта, кораблекрушение, застрявший лифт и прочий техноген
  • наводнение, землетрясение, лавина, сель, цунами, ураган, лесной пожар и т.п.
  • военные действия, атака террористов, бандитское нападение
  • прогулка за грибочками и в итоге "холодная ночёвка" в осеннем лесу
  • серьёзная травма на лесных соревнованиях типа рогейна, приключенческих гонок, ММБ и т.п.
  • лодка перевернулась в пороге на таёжной реке, и всё снаряжение унесло рекой
  • список можно продолжить, включив фантазию...

Поэтому буквально каждому могут "на всякий пожарный" пригодится:

  • умение противостоять внезапным трудностям и опасностям
  • умение оказывать первую медицинскую помощь (ПМП), как себе, так и окружающим
  • способность выжить, оставшись один на один с силами "дикой" природы
  • умение ориентироваться и перемещаться по незнакомой, "дикой" и пересечённой местности
  • привычка собирать волю в кулак, концентрироваться, добиваться результата, не сдаваться

Экстремальные условия (ЭУ) и Экстремальные ситуации (ЭС)

Между этими понятиями есть принципиальное различие:

  • Экстремальные условия — события, угрожающие жизни и здоровью человека, которые он мог каким-либо образом прогнозировать и соответственно подготовиться — как материально (запас снаряжения), так и на уровне знаний (предварительное обучение).
  • Экстремальные ситуации — события, находящиеся за пределами человеческого опыта. Поэтому никакого предварительного знания и подготовки снаряжения не может быть в принципе. Речь может идти максимум о психологической подготовке к действиям в экстраординарной обстановке.

Одно и то же событие может для одних являться ЭУ, а для других - ЭС. Например, «вооруженный» снаряжением и знанием профессиональный спасатель, действует именно в ЭУ и способен оказать реальную помощь окружающим, находящимся в ЭС.

Для опытной группы движение в скверную погоду - это всего лишь ЭУ, а для заблудившегося ночью в пургу участника события начинают развиваться в сторону ЭС.

Организующиеся в нашем турклубе Школы Туризма как раз нацелены на то, чтобы для группы, отправляющейся в поход, условия автономности, плохой погоды, "сурового" рельефа, больших физическх нагрузок и т.п. являлись не более чем ЭУ, и группа могла безопасно и эффективно в них существовать и отдыхать ;)

Психология выживания

Чтобы выжить, вам необходимы навыки выживания. Но прежде всего вам нужно правильное отношение к ситуации. Выживает человек в первую очередь в своей голове, а уже потом на деле.

Основополагающий фактор в ЭС - воля к жизни. Известно, что разум может сдаться быстрее тела, но с установкой на выживание человек обретает огромные возможности выкарабкаться. Независимо от того, в какой сложной ситуации вы оказались, помните - у вас есть необходимые ресурсы, чтобы преодолеть любые трудности. Это ваша сила духа и ваши физические возможности. Заставьте их эффективно работать на себя. Психология выживания в первую очередь состоит из успокоения и собранности мыслей.

Две огромные опасности для жизни таятся в нашем собственном мозгу. Это стремление к комфорту и пассивное созерцание. Если их вовремя не подавить, они могут привести к деморализации и гибели.


Стремление к комфорту - это следствие современных городских условий жизни. Люди, живущие в городах, изнежены, отгорожены от агрессии сил природы и окружающей среды. Уютное жильё, здравоохранение, электричество, транспорт, продукты и вода в любой момент. В ЭС ничего этого не будет (по крайней мере сначала). Лишь одежда, которая на вас надета. Ни пищи, ни воды, ни убежища. Внезапное исчезновение привычных комфортных условий само по себе является большим ударом по вашему самообладанию и может привести к полной деморализации.


Для борьбы с этим опасным состоянием разума, вызванным потерей вещей, которые вы считали безусловно необходимыми для нормальной жизни нужно:

  • во-первых, уяснить, что ценности современной цивилизации не принципиальны для решения проблемы выживания. Их можно просто отбросить. Можно обойтись без деликатесов на обед, телевизора или кондиционера, и при этом неплохо устроиться. Очень многие люди именно так и живут - например, охотники в зимовьях или индейцы в джунглях.
  • во-вторых, понять, что дискомфорт, который вы испытываете, - ничто по сравнению с бедами, которые свалятся на вас в случае, если вы предадитесь унынию и жалости к себе.


Пассивное созерцание также является следствием привычки к благам цивилизации. Человек обычно избавлен от ситуаций, в которых необходимо принять критическое для жизни решение. Практически все решения, которые мы принимаем, повседневны и банальны. Инициатива чахнет, и большинство людей склонно к пассивному, почти овечьему созерцанию. Однако, попав в ЭС, вы обязаны будете действовать независимо, абсолютно самостоятельно принимать все решения. Если возникают сомнения, подумайте, что результатом пассивности, ничегонеделанья, скорее всего, будет ваша гибель. Альтернатива же - взятие ситуации под свой контроль и долгая жизнь ;)


Стоит повторить, что подготовиться заранее к любым неожиданностям в жизни - невозможно. Вы можете собрать снаряжение и отработать приёмы и алгоритмы спасения для сотни гипотетических ситуаций, но с вами обязательно случится "стопервая" неприятность. Зачастую на курсах выживания даются некоторые приемы спасения, но при этом человек не способен критически оценивать свои действия. В реальной ЭС он находится «в прострации», осознавая мизерность и бесполезность своих знаний. Причем он даже не пытается что-то придумать сам, а проклинает своих учителей за то, что те не успели его научить всему необходимому. Если обучение действиям в ЭС проходят по отработанной методике действий в ЭУ, это не только бесполезно, но и дезориентирует человека, попавшего в дальнейшем в реальную ЭС.

В человеке должна быть воспитана культура общения с окружающим миром, с обществом, а также и со своим внутренним, достаточно противоречивым миром. Человек должен иметь навык работы в природных условиях без снаряжения. Это заставляет не «брать от природы все», а искать в ней то, что для человека уже предназначено! Но при этом он должен полагаться не на "русский авось", а использовать "солдатскую смекалку", проявлять изобретательность. Искать выход "здесь и сейчас", исходя из конкретной ЭС и имеющегося минимума снаряжения.


Есть теория, согласно которой действия человека в ЭС зависят от его принадлежности к одному из определённых психотипов. Различают следующие базовые психотипы:

  • Победительский. Стремится максимально подготовится к трудностям и опасностям, всецело полагаясь на заранее подготовленное снаряжение и запасы. Окружающая среда воспринимается как враждебная. Для выживания требуется её победить, подчинить себе любой ценой. Человек находится в постоянном ожидание аварии, основная движущая сила - страх перед катастрофами.
  • Созерцательный. Характерен для людей с "восточной" психологией. Проповедуется непротивление, отрешённость от переживаний и страданий, медитация как способ получения Знаний и самосовершенствования. Способ решения проблем - их игнорирование. Такой человек спокойно "принимает судьбу", не рассматривая свою жизнь как абсолютную ценность. Рассчитывает главным образом на свои знания и силу духа.
  • Деятельный. Природа воспринимается не как априори враждебная, а как естественная среда обитания, к которой надо приспособиться, стать её частью. Проблемы решаются по мере их возникновения, при этом используется то, что есть под рукой. Расчёт делается не на полную подготовленность и "вооружение", а на генерационное, творческое мышление.

В зависимости от того, к какому из данных психотипов относится человек, он может выбирать разные методы действий и принятия решений. Более подробно на этой теории мы останавливаться не будем.

Задачи выживания

Вне зависимости от места, времени года и других условий ЭС в природной, техногенной, урбанистической либо социальной среде вам в кратчайшие сроки необходимо:

  • эвакуироваться из опасной зоны (если угрожает непосредственная опасность)
  • оказать первую медицинскую помощь себе самому и другим возможным пострадавшим
  • соорудить элементарное укрытие от дождя, снега и ветра
  • при низких температурах и высокой влажности — обеспечить элементарный обогрев
  • в обстановке психологического стресса — разрешить межличностные конфликты
  • с коллективом (возможно, состоящим из случайных людей) принять оптимальное коллективное решение по дальнейшим совместным действиям

Дальнейшие шаги (если быстрого появления спасателей не ожидается) должны быть такими:

  • обеспечить себя водой и пищей
  • добыть огонь
  • соорудить надёжное укрытие
  • разработать и соорудить систему подачи аварийных сигналов
  • побороться за свою жизнь, найти путь к спасению

Правила поведения в ЭС

  • Найдите себе убежище, где можно посидеть и подумать. Как только окажетесь в относительной безопасности - прекратите движение! Самое худшее - это начать блуждания по незнакомой территории, особенно ночью. Вы заблудитесь и рискуете изувечиться. Присядьте, не паникуйте, осмотритесь и проанализируйте ситуацию - чем спокойнее, тем лучше. Вдобавок, в тишине есть шанс услышать что-то очень важное: голоса товарищей, шум поезда или автомобильной трассы, плеск воды в реке и т.п.
  • Как следует осмотритесь. Уясните для себя, какова окружающая вас среда.
  • Оцените свое физическое состояние: есть ли ранения?
  • Оцените имеющийся запас снаряжения и инструментов. Нужна ли дополнительная одежда, пропитание, вода? Есть ли доступные места, где можно это раздобыть?
  • Не спешите, спешка может привести к потере ориентировки. Вы можете забыть или потерять что-нибудь из снаряжения. Если вам удастся сохранить спокойствие, это даст свои плоды позже. Гораздо проще точно и правильно оценить ситуацию в светлое время суток, чем в темноте.
  • Не двигайтесь ночью без крайней необходимости!
  • Сформулируйте собственный план выживания. Хороший план и предварительная подготовка позволят преодолеть трудности и опасности, и в конечном итоге остаться в живых. Оценка ситуации - наиболее важный фактор при составлении плана выживания. Вы должны быть объективны и взвешивать все положительные и отрицательные аспекты ситуации, в которой оказались. К примеру, в зимней тайге главная угроза - холод, но при этом нет проблем с топливом и водой - снега везде полно. В тропиках же есть множество потенциальных источников пропитания, но главными врагами будут жара и влажность.
  • Нужно ставить перед собой промежуточные задачи. С помощью этого метода можно решить проблемы, которые на первый взгляд кажутся непосильными. Не бойтесь браться за большие работы. Делайте потихоньку, сначала дойдите до одной цели, затем обозначьте новую. В конечном итоге вы не заметите, как вы решили большую проблему. Апатия возникает в таких случаях, когда человек заранее думает, что ему никогда не дойти, или никогда не сделать что-то. Разбивайте весь маршрут на части, решайте эти промежуточные задачи - дойти сначала до того камня, потом до того дерева и т.д.
  • Не паникуйте! Паника - злейший враг выживающего. Учащается сердцебиение, голова отключается, мысли хаотичны. Для борьбы с паникой полезно заняться дыхательными упражнениями, чтобы успокоить пульс и прояснить сознание.
  • Важную роль играет оптимизм. У "оптимистов по жизни" шансов выжить гораздо больше, чем у нытиков-пессимистов. Нужно ко всему относиться с улыбкой. Развивайте следующие способности:
    • концентрировать разум, сохранять спокойствие
    • импровизировать, адаптироваться к ситуации
    • жить в одиночестве
    • оставаться оптимистом, в то же время готовясь к худшему
    • понять собственные страхи, укротить и преодолеть их.
  • Никогда, ни при каких обстоятельствах не отчаивайтесь! Даже если вам кажется, что спастись очень мало шансов - стоит всё равно использовать этот шанс, как бы невероятно это не выглядело. Статистика показывает, что случаев, когда люди выживали в неподходящих для спасения условиях, очень много. Верьте в спасение. Погибают не слабые, а отчаявшиеся. Не потерявший присутствия духа, знающий что и как делать человек в любой ситуации способен одолеть судьбу. Он сильнее стихии.
  • Не рискуйте! В туризме неоправданный риск сам по себе несет угрозу. В ЭС он десятикратно увеличивает опасность. Если ЧП на маршруте ставит группу на грань аварии, то ЧП в аварийной ситуации нередко лишает людей надежды на спасение. Скорость — не самое главное, никогда не выбирайте коротких, но опасных путей. Любая травма снизит скорость передвижения. Лучше проделать долгий и трудный обходной путь, чем оказаться в безвыходной ситуации. Не рискуйте, передвигаясь в ненастье и в темноте. Наиболее безопасно, когда основная часть дневного перехода приходится на утренние часы. При сомнении в безопасности пути измените маршрут. Если перед вами опасный участок — организуйте страховку, рассчитайте свои силы, не надейтесь «на авось». Не стремитесь быстро проскочить опасную зону. Избегайте движений, связанных с риском: можно перейти или даже переползти через препятствие — не прыгайте; можно обойти — не штурмуйте.
  • Берегите снаряжение. Не теряйте в пути и не забывайте на привалах вещи. Все снаряжение распределите и персонально закрепите за каждым участником. Перед дорогой каждый раз надо проверить его сохранность. Особенно берегите одежду. Предстоит физическая работа — снимите теплые вещи, чтобы они не намокли.
  • Не переутомляйтесь. Шаг должен быть размерен и спокоен. Быстрое движение требует значительных энергозатрат (а следовательно, усиленного питания). Постоянно рассчитывайте свои силы и учитесь бороться с усталостью до того, как она придет. Почувствовав усталость, делайте привал. Не пытайтесь передохнуть на ногах - стоя не отдохнешь. Не оставайтесь на морозе и ветру без движения более 5-8 минут. Отдыхайте комфортно: у жаркого костра или в надежном убежище. В ЭС важно не умение идти быстро, а выносливость: способность пройти возможно большее расстояние с наименьшей затратой сил.

Трогаться в путь, или оставаться на месте?

Надо принять самое важное решение: оставаться на месте и ждать помощи, или двигаться самому? У этих вариантов есть свои плюсы и минусы, которые надо хладнокровно взвесить и учесть.

Если вы остаётесь:

  • вы сможете соорудить достаточно комфортное и удобное убежище, лучше обжиться на хорошо знакомом участке, создать запасы
  • сможете эффективно оказать ПМП, не испытывать организм на прочность при наличии травм
  • спасатели могут знать, где вас искать
  • можно будет наладить надёжную систему подачи аварийных сигналов
  • энергия и продукты будут тратиться экономно, голодание можно растянуть на недели

при этом:

  • нет гарантии, что помощь всё-таки придёт
  • местность может быть неподходящей для стоянки
  • ваших ресурсов и знаний может не хватить для того, чтобы продержаться достаточно долго

Если вы решаете идти:

  • вы надеетесь на свои собственные силы, движение приведёт вас к спасению
  • не будете обречены на томительное выматывающее ожидание
  • получите своевременную медицинскую помощь, если быстро выйдете к людям

но при этом:

  • на активное передвижение нужно затрачивать очень много сил
  • в пути могут возникнуть новые опасности и неожиданные враждебные факторы
  • каждый раз для ночлега и отдыха убежище придётся отстраивать заново, тратя на это массу усилий и времени
  • вы можете уйти туда, где вас и не подумают искать
  • трудно будет быстро соорудить сигнальную систему, а вид улетающего спасательного самолёта может стать очень сильным ударом
  • вы рискуете буквально загнать себя до смерти

Каждый раз решение придётся принимать самостоятельно, чем больше вариантов и нюансов вы предусмотрите, тем больше шансов, что решение окажется правильным.

Например, в условиях лыжного похода, что делать человеку, внезапно оказавшемуся один на один с холодом, метелью, ночью? Догоняя товарищей, или возвращаясь в лагерь, ни в коем случае не сходить с лыжни! Лыжня или следы — единственная ниточка, связывающая потерпевшего с товарищами. Если нет возможности идти вслед за группой (травмы, непогода, темнота, труднопроходимая местность, вы заблудились) нужно оставаться на месте. Рано или поздно вас хватятся и организуют поиск. Искать будут, естественно, возвращаясь по следам. Поэтому отход от лыжни в сторону крайне рискован. Надежней всего рядом с лыжнёй разжечь костёр. Он не только даст тепло, но и послужит маяком, облегчая поиск пострадавшего.

В безлесных районах, где костер развести трудно, нужно остановиться в месте, максимально защищенном от ветра, но в то же время хорошо различимом с той стороны, куда ушла группа. В сильный снегопад или метель на какой-нибудь возвышенной точке недалеко от места аварии полезно поставить знак-сигнал — к примеру, вертикально воткнутую в снег длинную палку с привязанным куском яркой ткани. При этом:

  • всю имеющуюся в запасе теплую одежду необходимо надеть, молнии и пуговицы застегнуть
  • снять лыжи, ослабить шнуровку на обуви, а еще лучше переобуться в запасные чуни
  • сесть на рюкзак спиной к ветру, накинув на спину и голову спальный мешок
  • если дует сильный ветер или бивак расположен на склоне, лыжи надо воткнуть за рюкзаком
  • если есть полиэтиленовая пленка или спасательное покрывало — надо закутаться в него. Пленку можно намотать «кульком» на воткнутые в снег лыжи и лыжные палки, подогнув нижний край под рюкзак, внутри можно зажечь свечу: она даст тепло и одновременно высветит убежище в темноте. Для экономии свечку лучше зажигать на короткие промежутки времени
  • в подобной ситуации очень важно не засидеться. Хотя бы раз в течение часа (а в сильный мороз еще чаще) вставайте и делайте интенсивные физические упражнения, чтобы разогреть конечности. *и, конечно, ни в коем случае нельзя спать!


Еще одна типичная ошибка в зимней аварийной ситуации: боязнь замерзнуть заставляет человека непрерывно двигаться. Движение становится самоцелью, он бредет не выбирая дороги, не задумываясь о направлении. Не идти, чтобы куда-то прийти, а идти, чтобы согреться! Это быстро приводит к истощению энергозапасов, накапливается усталость, одежда намокает и перестаёт греть. Человек все чаще останавливается, во время очередного привала он может непроизвольно заснуть и уже не проснуться.

Зимой относительно "тёплая" погода гарантировать безопасности не может. Температура -3 или -33, принципиального значения не имеет. Когда долгое время предстоит провести вне тёплого помещения любой холод смертельно опасен. Статистика утверждает, что около половины людей, попавших зимой в ЭС, погибли от переохлаждения при температуре от 0 до +10. Температуры около нуля даже хуже, чем 10-градусный мороз, так как снег становится влажным, пристает к одежде и тает, ускоряя охлаждение и замерзание.


Когда рассветет или улучшится погода, можно попытаться продолжить движение вслед группе. Нужно обязательно оставить на месте ночевки записку и различимую издалека метку. Идите только по оставленным группой следам! Даже полностью занесенную лыжню можно обнаружить по характерной ложбинке-впадинке в снежном покрове, она хорошо различима при боковом освещении. Еще один признак — иная плотность снега. Занесенная лыжня обычно выдерживает человека, а шаг в сторону - приходится тропить целину. Подобный способ поиска лыжни «на ощупь» иногда позволяет двигаться даже в полной темноте или при полностью заметённой и неразличимой "основе". Но возьмите за правило: при малейшем сомнении в правильности ориентировки немедленно останавливайтесь и, если тропа так и не найдена, возвращайтесь по собственным следам в исходную точку!


Иногда заблудившегося может вывести к людям случайная лыжня. Полезно уметь определять по ней направление движения лыжника, это легко сделать на спусках и подъёмах. Так же анализ следа может подсказать, прошла туристическая группа или одиночный охотник, насколько давно это было, и есть ли шанс их догнать. Если человек шёл налегке, то скорее всего он вряд ли сильно удалился от жилья.


Если вы решили выбираться сами, то вам придётся:

  • выбрать направление движения и продумать способ его сохранять
  • выбрать и соблюдать график движения на каждый день
  • продумать способ подачи сигналов на случай пролета над вами спасательного самолета
  • в конце каждого дня оставлять себе достаточно времени для того, чтобы разбить лагерь и подготовить сигнальные средства


Зимний аварийный переход Средние скорости передвижения по снегу без лыж составляют:

  • 2 км/ч — при толщине снега 30-50 см
  • 1 км/ч — при толщине 50-70 см
  • 0,5 км/ч — при толщине более 70 см.
  • По плотному насту скорость ходьбы может достигать 5-6 км/ч.

Поэтому, не имея лыж, лучше двигаться по открытой местности, где возможен надежный наст. К тому же такая местность имеет ряд преимуществ: здесь проще поставить надежное блочное убежище, легче ориентироваться, больше шансов встретить людей и жилье: Охотничьи домики, лесничества, дачи обычно ставят не в чаще, а на открытом месте, у водоемов, на опушке.

При движении группой нужно двигаться след в след, тропят самые сильные, делая небольшие шаги, экономя силы. Скорость движения группы определяется скоростью, доступной самому слабому. Понукать и подгонять бессмысленно. Через силу человек способен идти несколько часов, в лучшем случае — день. Назавтра, обессилев, он не пройдет и половины того, что мог бы. Разумно уравнять силы участников, перераспределив груз: слабые налегке, выносливые — со снаряжением. Тогда средняя скорость группы действительно возрастает.

Способы построить убежище

Способы развести огонь

Прочее