Cнаряжение для водного туризма Классификация и типы судов

Материал из Библиотека ТК МГТУ им. Н. Э. Баумана
Перейти к: навигация, поиск

Лекция №5 Снаряжение для водного туризма. Классификация и типы судов. Лекторы: Дягилев Дмитрий, Костюк Андрей. Конспект: lutrin.

Введение.

«В человеке все должно быть прекрасно» © А.П. Чехов.

Сегодняшний разговор пойдет о снаряжении, которое используется в водном туризме. Ведь для того, чтобы получить максимальное удовольствие от похода, важно не только правильно и вкусно питаться, но и иметь удобное и приятное в использовании снаряжение. Какие критерии к обмундированию могут применяться в водном походе? Конечно же это непромокаемость и теплота. Вернее так, в том что на тебе одето должно быть комфортно находится в воде. Ну и чтоб спальник, палатка и т.д. были сухими, когда вы эту воду покидаете.

Отсюда возникает первый вопрос: «Что надеть?».

Одежда.

Гидрокостюм.

Гидрокостюмы бывают двух типов:

  • Сухие;
  • Мокрые.

Сухие гидрокостюмы представляют из себя прорезиненную ткань, которая является полностью водонепроницаемой. Основная цель сухих гидрокостюмов – это сохранить водонепроницаемость при попадании в водную среду. Один неоспоримый их плюс – в воде вы чувствуете себя сухо. Но есть множество минусов. Абсолютно герметичных вещей, все-таки, не существует (например у вас будет протекать шея). Так как костюм резиновый, он абсолютно не греет (а при соприкосновении с холодной водой еще и холодит) и нужно поддевать под него что-нибудь теплое. Ну еще представьте себе, что с вами будет, когда вы запакуете себя в герметичный резиновый костюм и немного подвигаетесь на солнце? Правильно, это будет такая мини сауна, причем весьма жесткая, так как кожа не дышит. В настоящее время использование сухих гидрокостюмов встречается весьма редко.

Мокрые гидрокостюмы – это современные изделия из неопрена различного кроя (существуют шатны, майки, комбинезоны и т.д.). Основное достоинство неопрена в том, что он сохраняет свои теплосберегающие функции даже в промоченном состоянии, кроме того быстро и замечательно сохнет. Основной и почти единственный минус в том, что дорого стоит. Спорным минусом можно указать то, что неопреновые костюмы плотно облегают тело и в холодном состоянии их несколько неприятно одевать (поэтому некоторые обдают их теплой водой перед одеванием). Если вы одели холодный гидрокостюм, надо сразу же начинать двигаться, чтобы согреть его и прогнать неприятные ощущения.

Пара советов по выбору гидрокостюма:

Первое наиболее важное решение вы должны принять - насчет толщины гидрокостюма. Это один из основных факторов, определяющих, насколько тепло вам будет в воде. Нет фиксированного правила соотношения температуры воды и толщины гидрокостюма. Разные люди начинают мерзнуть при разной температуре. Если вы сомневаетесь, склонитесь в сторону большей толщины. Вы всегда сможете расстегнуться и впустить немного воды, чтобы охладиться, но если костюм слишком тонкий, вы можете замерзнуть и почувствовать себя не комфортно. Для сплава по весенним и осенним речкам, когда температура воды не поднимается выше 7 градусов рекомендуются гидрокостюмы толщиной 5 мм.

От вашего выбора зависит цена, вид и продолжительность службы костюма:

  • Вспененый газом или химически: Имеется в виду тип производства неопрена. Вспененный газом прочнее и носится дольше, но он дорогой. Вспененный химическим способом дешевле, мягче, но он сожмется и износится быстрее;
  • Кожа: гладкий неопрен. Наиболее плотно сидит, но его сложно надевать и снимать. В некоторых костюмах есть силиконовое покрытие, позволяющее материалу скользить и легче надеваться и сниматься. "Кожа дельфина" хороший выбор для внутреннего края капюшона, подмышек комбинезона, запястий куртки;
  • Титаниум: Это определенно добавляет стоимости костюму. Титаниум отражающий тепло, вплетается в нити или покрывает костюм снаружи. Он лучше выполняет свою работу – не дает теплу покидать ваше тело.

При покупке гидрокостюма следует обращать на наличие молнии, причем на ее наличие в лицевой части для облегчения естественных отправлений.

Верхняя одежда.

В качестве верхней одежды рекомендуется использовать, так называемый, драй-топ. Он представляет из себя водонепроницаемую куртку, которая одевается поверх «гидры» и защищает гребца от намокания. В качестве альтернативы драй-топу можно использовать анорак, но он будет работать несколько хуже.

Обувь.

Обувь немаловажная деталь водного спортсмена. С одной стороны она не должна боятся воды и промокания, с другой стороны должна выполнять функции обуви на берегу. Наиболее удобным и эргономичным считаются ботинки из неопрена, но обязательно с резиновой подошвой. Некоторые еще используют неопреновые носки в паре с дешевыми китайскими кедами. Но так как в современных реалиях достаточно сложно найти неубиваемые дешевые китайские кеды, вариант с неопреновыми ботинками является приоритетным. Рекомендуемый для сплава комплект одежды:

  • Мокрый гидрокостюм – полукомбенизон;
  • Драй-топ сверху;
  • Термобелье под драйтоп;
  • Неопреновые ботинки.

В связи с дороговизной гидрокостюма из неопрена возникает вопрос. Что делать если нет денег? Варианта всего два:

  1. копить деньги на мокрый гидрокостюм;
  2. Для походов на Мсту или в Карелию достаточно ВВЗ и одетое под него термобелье, но на более сложных маршрутах в такой одежде вам будет не комфортно.

Гермомешки.

Во время путешествия по воде, а тем более во время прохождения порогов велика вероятность того, что судно перевернется и все находящееся в нем окажется под водой. И в отличие от вас самих, ваши вещи вполне могут промокнуть. Чтоб защитить вещи от такого бедствия человеческая мысль придумала гермомешки.

Моделей и фирм изготовителей таких мешков весьма великое множество но основной критерий различия – это объем и форма. Подбирайте их с таким расчетом, чтобы легко было упаковать в судно. Для байдарки это, примерно, 40л+60л.

При покупке необходимо обратить внимание на несколько деталей:

  • Основной корпус гермомешка должен состоять из Цезы, а его верх должен быть мягким, для легкости и плотности скручивания;
  • На корпусе гермомешка весьма желательны петли, для удобства крепления в судне (ни в коем случае не крепите мешок к судну за верхнюю скрутку);
  • При осмотре гермомешка, надуйте его, застегните и попробуйте сжать, если он с легкостью пропускает воздух, то этот мешок не годен (проверяйте без фанатизма, если он начинает немного приспускать, когда вы на нем стоите, это не значит, что он не качественен).

Страховочное снаряжение.

Каска.

Одно из главных отличий человека от животного – это умение мыслить и осмысливать. Так что голову свою надо беречь. Для этого были придуманы каски для водного туризма. Каски для водного туризма имеют две основные особенности:

  • Имеют защиту от удара со всех сторон, а не только сверху или спереди и открытым остается только лицо;
  • Имеют специальную систему отверстий, которые не препятствуют оттоку воды из внутренностей каски, поелику внутри вода не скапливается и под водой вы сохраняете свободу передвижений.

При покупке каски обратите внимание на наличие забрала или козырька. Это прибамбасы для каякеров, которые имеют весьма близкий контакт с окружающей средой. На байдарке или катамаране эти добавления будут только мешать. Еще одно различие касок – они могут быть на подвесах или плотно прилегать к голове, ну тут уж вам решать, что будет удобнее.

На данный момент на рынке имеется достаточно большое количество Чешских касок модификации M8 и М10, но их брать не стоит, так как это уже устаревшая и весьма непрочная модификация. Приоритетной является покупка касок фирмы Hiko. А так же каски Bumper, которые являются наиболее рекомендуемыми по соотношению цена-качество.

Спасательные жилеты.

При отделении бренного тела от судна в бурном потоке, как правило, весьма сложно остаться на плаву, поэтому весьма необходимый аксессуар это спасательный жилет. Более подробно мы поговорим о них в следующих лекциях, а пока можно сказать, что они бывают двух видов:

  • Пеночные;
  • Надувные.

Кроме того выбор спасательного жилета во многом зависит от судна и от маршрута. Ну и подбирать спасательный жилет стоит по маркировке веса, который на нем должен быть указан.

Спасательный конец.

И вот случилось неожиданное. Гребец не выдержал нагрузки и отделился от судна в пороге. Его товарищи на берегу жаждут его спасти и поможет им в этом спасательный конец aka «морковка». Общее описание таково. «Морковка» – это веревка, упакованная в яркий матерчатый мешок с поплавком и имеющая карабины на обоих концах. Подробнее об использовании «морковки» и установке страховки мы поговорим в следующих лекциях.

Суда.

Перед тем как поговорить о современных судах , предназначенных для водного туризма стоит вспомнить с чего все начиналось. Идея водного туризма как хобби привлекала людей со стародавних времен, а точнее началом водного туризма в СССР можно считать 50-е годы прошлого века. Выглядело это так.

Суровые бородатые мужики приезжали в Сибирь, потом долго шли по тайге к реке. Разбивали на берегу лагерь и неделями валили лес, который потом обрабатывали и связывали из него большой плот. На нем и сплавлялись. Плот представлял из себя эпохальное сооружение, никак не ускоряемое и слабоуправляемое двумя большими веслами («Греби») на носу и корме. Причем эти весла выполняли только функции руля и не больше.

Но те времена ушли в прошлое и стараниями тех же суровых мужиков были найдены более удобные для сплава виды судов, одним из них является каяк.

Каяк.

Каяк – это однокорпусное судно. Корпус судна не разборный и сделан из прочного и непробиваемого пластика. Кроме того корпус снабжен бедренными упорами, что позволяет четко контролировать судно и быстро реагировать на окружающую обстановку. Это единственное судно, на котором можно совершить «эскимосский переворот». Ну и сама конструкция этого судна пришла от северных народностей, которые еще с древних времен на таких судах охотились на тюленей и китов. Судно как правило одноместное, двухместные каяки существуют, но они очень редки и малоэффективны. Произведя некоторые эволюции над конструкцией каяка люди Европы получили байдарку.

Байдарка.

Байдарка представляет из себя однокопусное судно имеющее каркасную, каркасно-надувную и надувную структуру. Причем, что примечательно, слово байдарка существует только в русском языке, за рубежом и каяк и байдарка называются одинаково – каяк. Почему так произошло – тайна покрытая мраком веков. Байдарки бывают одноместные, двухметсные и трехместные, реже 4-х местные, но это уже артефакты. Схему каркасной байдарки «Салют» с описаниями деталей можно посмотреть на Рис. 1.

1Salut.gif
Рис1. Общий вид каркаса байдарки "Салют"

1 — продольный бимс, 2 — шпангоут № 1, 3 — шпангоут № 2, 4 — расчалка, 5 — удлинитель, 6 — шпангоут № 3, 7 — шпангоут № 4, 8 — спинка кокпита, 9 — шпангоут № 5, 10 — корыто фальшборта, 11 — фальшборт, 12 — спинка, 13 — сиденье, 14 — привальный брус, 15 — стрингер, 16 — ножное управление рулем, 17 — кильсон, 18 — форштевень.

Каркасные байдарки.

Каркасная байдарка состоит из каркаса и натянутой на него шкуры. Имеют немаленький вес, и малую плавучесть, но высокую прочность. Яркими представителями каркасных байдарок являются:

  • «Таймень-2-3»
  • «Форель»
  • «Вьюн-К»
  • «Свирь-К»

Каркасно-надувные байдарки.

Каркасно-надувные байдарки состоят из каркаса, к которому прикреплены надувные баллоны и шкуры, которая на все это натянута. Надувные баллоны добавляют байдарке плавучести и устойчивости, но имеют существенный минус – их надо постоянно поддувать. Еще отличительной особенностью каркасно-надувных байдарок является их меньший вес, по сравнению с каркасными. Вообще каркасно-надувные байдарки достаточно популярные суда для туризма. Яркими представителями являются:

  • «Вьюн-Н»
  • «Свирь-Н»
  • «Маринка-2»
  • «Истра»

Надувные байдарки.

Надувные байдарки представляют из себя нечто похожее на надувной матрас, которому придали форму судна. Весьма бесполезное приспособление, но смотреть на его использование продлевает надолго вашу жизнь, потому что доставляет много смеха. Большим плюсом является очень малое водоизмещение, вследствие чего имеет ход даже на малой воде, но любой порог является почти непреодолимым препятствием за счет абсолютно аморфной структуры судна. Нередки случаи когда матрос уже «кильнулся», а капитан еще нет и наоборот. Яркие представители:

  • «Щука»
  • «Нерпа»»
  • «Каньон»

В заключение обсуждения однокорпусных судов стоит еще упомянуть об особенностях формы корпуса. Суда с ярко выраженным килем очень хорошо держат направление и весьма ходко идут по прямой, но для разворота такого судна приходится прилагать много усилий. В отличие от них, плоскодонные суда имеют очень хорошую маневренность, но на них сложно идти на спокойной воде по прямой, так как они плохо держат направление. Так же для исключения попадания воды внутрь судна было придумано приспособление называемое «юбка». «Юбка» представляет собой резиновый круг с отверстием посередине и резинками на обоих кромках. К внешней кромке прикреплена петля, которая облегчает отстегивание «юбки» в случае необходимости. «Юбка» сначала одевается на тело и герметично там закрепляется, затем только натягивается на «очко» байдарки.

Катамараны.

Катамаран – это двух и более корпусное судно, состоящее из полостей наполненных воздухом продольной формы, которые расположены вдоль течения и поперечных планок, которые эти полости соединяют. Отличаются весьма большой устойчивостью, а за счет большой массы и объема с большей легкостью, чем байдарки проходят бочки. Но для нормального сплава на катамаране необходим просто и глубокая вода, так как водоизмещение у него большое. При сплаве на катамаране так же важна командная работа. Ну и не стоит забывать что грести на катамаране можно только с одной стороны, что накладывает некторые ограничения на технику сплава на нем.

Засим все. Подбирайте снаряжение с умом и ваше удовлетворение от похода будет безгранично.

пишите_письма_буду_рад